Натуральная красота

Блог о красоте и здоровье

Актриса «Мэри Пикфорд»

Мэри Пикфорд
Mary Pickford
Фото
Имя при рождении:

Глэдис Луиза Смит

Дата рождения:

8 апреля 1892(1892-04-08)

Место рождения:

Торонто, Канада

Дата смерти:

29 мая 1979(1979-05-29)

Место смерти:

Санта-Моника, США

Гражданство:

Flag of Canada.svg Канада

Профессия:

актриса

Карьера:

1909—1933

IMDb:

ID 0681933

Мэ́ри Пи́кфорд (англ. Mary Pickford; 8 апреля 1892(18920408) — 29 мая 1979), урождённая Глэ́дис Луи́за Смит — знаменитая кино- и театральная актриса канадского происхождения, соосновательница кинокомпании United Artists. Легенда немого кино. Обладательница премии «Оскар» (1930). Прославилась в амплуа девочек-сорванцов и бедных сироток и лишь в последние несколько лет карьеры перешла на «взрослые» роли. Снялась примерно в 250 фильмах.

Биография

Будущая актриса родилась 8 апреля 1892 года в Торонто, при рождении получив имя Глэдис. Её отец Джон Чарльз Смит был сыном методистов, эмигрировавших в Канаду из Великобритании. Он был разнорабочим, много пил и умер в 1898 году от кровоизлияния в мозг. Мать, Шарлотта Хеннесси, происходила из семьи ирландских католиков и зарабатывала на жизнь шитьём. У Глэдис были младшие брат и сестра — Джек и Лотти, — которые впоследствии взяли фамилию из её псевдонима и тоже стали актёрами. По решению матери, которая хотела угодить родственникам с обеих сторон, Глэдис прошла обряд крещения в двух церквях — методистской и католической. Тогда же её среднее имя было изменено на Мари.

Творческая карьера

После смерти мужа Шарлотта, чтобы обеспечить семью, стала держать пансион. По совету одного из постояльцев она ради дополнительного заработка стала играть вместе с детьми в местном театре Princess Theatre. Таким образом 8 января 1900 года семилетняя Глэдис дебютировала на сцене в постановке «Серебряный король». На представлении присутствовали канадские солдаты, призванные в Южную Африку воевать с бурами[1].

Семья Смитов на протяжении шести лет играла в водевилях и дешёвых мелодрамах. Осенью 1901 года они отправились в Буффало и пять лет гастролировали по Америке, работая на различные театральные компании. В 1907 году пятнадцатилетняя Глэдис добилась аудиенции у продюсера Дэвида Беласко и получила второстепенную роль в пьесе «Уоррены из Вирджинии»[2] с гонораром в 25 долларов в неделю. По настоянию Беласко она изменила свое достаточно тривиальное имя на псевдоним — Мэри Пикфорд[3] — и 3 декабря дебютировала на Бродвее. Автором пьесы был Уильям ДеМилль, брат которого Сесил Б. ДеМилль — впоследствии он стал одним из самых именитых кинорежиссёров Голливуда — тоже играл в этом спектакле.

Первые годы в кино

«Уоррены из Вирджинии» сошли со сцены в октябре 1908 года, выдержав 380 показов, и Мэри осталась без работы. Она считала кинематограф менее значимым искусством, нежели театр, но тем не менее в начале 1909 года обратилась на киностудию Biograph Studios. Режиссёр Д. У. Гриффит устроил девушке пробы и, так как их результаты удовлетворили его, в тот же день снял её в короткометражке. Мэри, которая с самого начала карьеры проявляла деловую хватку, настояла на гонораре в 10 долларов в день, и Гриффит согласился (при том, что обычно платил актёрам вдвое меньшую сумму). В 1909 году он снял актрису более чем в 50 фильмах. Это было обусловлено тем фактом, что производство на заре кинематографа отнимало немного времени — фильмы, занимавшие одну бобину киноплёнки, длились не более 12 минут и зачастую снимались практически без сценария.

Семнадцатилетняя Пикфорд в одном из своих первых фильмов — драме «Одинокая вилла» (1909) с хронометражем всего в 8 минут

В январе 1910 года Гриффит перевёз свою труппу из Нью-Йорка в Лос-Анджелес. Тогда многие кинокомпании проводили зиму на юге западного побережья, так как на северо-восточном светлое время суток становилось короче, и это затрудняло съёмочный процесс. Мэри продолжала активно работать, и, хотя в то время на Biograph Studios ещё не существовало титров с перечислением актёров, публика запомнила её, прозвав девочкой с золотыми кудряшками.

В декабре 1910 года Мэри покинула Гриффита и перешла на киностудию Томаса Х. Инса IMP Company, подписав контракт с гонораром в 175 долларов в неделю. Однако качество фильмов (всего более тридцати), снятых на IMP, разочаровало её, и актриса обратилась в суд с требованием разорвать контракт. Выиграв дело, она стала работать на Majestic Film Corp. с ещё большим гонораром в 225 долларов в неделю. Несмотря на то, что кинокомпания приняла в штат в качестве режиссёра её супруга, — актёра Оуэна Мура, за которого Пикфорд вышла в начале года, — их сотрудничество не задалось, и в 1912 году актриса вернулась к Гриффиту. К тому времени она стала широко известна. Пресса все чаще упоминала имя маленькой Мэри[4] и анонсировала ленты с её участием. Пикфорд завоевала любовь публики благодаря тому, что её игра отличалась интимностью исполнения: актриса выражала эмоции взглядом, а не экспрессивными жестами,[5] и, как писали газеты, вкладывала в игру всё сердце и душу.[6]

Актриса на обложке журнала The Theatre (январь 1915)

Признание

В январе 1913 года Пикфорд вернулась на сцену, сыграв в спектакле Беласко под названием «Хорошенький дьяволёнок» (небольшая роль в нём была отведена Лиллиан Гиш, восходящей звезде немого кино). Беласко согласился платить актрисе 250 долларов в неделю, что в 10 раз превышало её гонорар шестилетней давности. Затем продюсер Адольф Цукор предложил Пикфорд экранизировать пьесу. Она согласилась и подписала контракт с его кинокомпанией Famous Players, на этот раз покинув Гриффита окончательно. В 1914 году вышло семь полнометражных фильмов с участием Пикфорд (у Гриффита она снималась только в короткометражках), и в том числе мелодрама «Тэсс из Страны бурь». Роль дочери сквоттера стала поворотным моментом её карьеры. С тех пор кинопоказы фильмов Пикфорд стали сопровождаться такими аншлагами, что газеты советовали зрителям занимать места пораньше дабы избежать давки.[7]

Сотрудничество Пикфорд и Цукора сложилось невероятно успешно. Появившись за четыре года в двух десятках полнометражных фильмов, актриса превратилась в объект фанатичного обожания публики и настоящую кинозвезду — божественную куколку, воспеваемую поклонниками в стихах.[8] Вслед за популярностью росли и гонорары: к 1916 году Мэри получала 2 тысячи долларов в неделю и половину прибыли от проката.

В тот же период окончательно сложилось её актёрское амплуа, в котором она задержалась на долгие годы. Миловидная внешность Пикфорд — миниатюрное сложение и нежное лицо, обрамлённое завитыми локонами — идеально подходила к типажам её героинь. Преимущественно ими были обездоленные сироты, девочки-подростки бедного происхождения, несправедливо обиженные жизнью девушки. Эти персонажи находили отклик в сердцах публики, вызывая сочувствие и расположение.

На вершине славы

За пределами съёмочной площадки Пикфорд была не настолько беспомощна, как её героини, и отличалась незаурядными деловыми качествами. В 1916 году она основала собственную кинокомпанию Mary Pickford Company, которая несколько лет функционировала под патронажем Famous Players, и получила почти исключительные права на свои фильмы. Она могла отбирать для себя роли, выбирать по своему усмотрению режиссёров и актёров второго плана, утверждать рекламные кампании своих фильмов и высказывать мнение относительно монтажа. Эта договорённость позволила Пикфорд собрать съёмочную группу, с которой ей было комфортно работать. В частности она наняла режиссёра Маршалла Нилана и оператора Чарльза Рошера, которые были заняты соответственно на восьми и восемнадцати картинах актрисы. Сумма её гонорара поднялась до 10 тысяч долларов в неделю,[9] плюс Пикфорд сохраняла право на половину прибыли от проката.

Гриффит, Пикфорд, Чаплин и Фэрбенкс подписывают соглашение о создании United Artists (1919)

Из года в год популярность актрисы продолжала расти. Её наиболее кассовыми картинами 1917 и 1918 годов были «Гордость клана» (на одном из сеансов произошло такое столпотворение, что зрители вышибли дверь в кинотеатр),[10] «Маленькая принцесса», «Звезда морей», «Ребекка с фермы Саннибрук» и «Бедная маленькая богатая девочка». Автором сценариев последних двух лент была Фрэнсис Марион — открытая Пикфорд, она впоследствии написала около полутора десятков сценариев к картинам актрисы и в 1921 году срежиссировала драму с её участием под названием «Свет любви». Героинями Мэри по-прежнему становились девочки-подростки, однако в некоторых картинах — например, в анти-военном фильме «Маленькая американка» и комедии «Вербовка Джоанны» — она играла вполне взрослых девушек.

В 1918 году актриса подписала контракт с First National, обязавшись сняться в трёх картинах с фиксированным гонораром в 675 тысяч долларов — около 10 миллионов долларов в пересчёте по современному курсу. Этими фильмами, производство которых от стадии сценария до финального монтажа она по-прежнему была вправе контролировать, стали «Длинноногий папочка», «Хулиганка» и «Сердце холмов» (вышли в прокат в 1919 году).

В начале 1919 года Пикфорд, Дуглас Фэрбенкс, Чарли Чаплин и Д. У. Гриффит, объединившись, создали собственную кинокомпанию United Artists, которая занималась исключительно прокатом фильмов. Решение основать собственную компанию-дистрибутор было обусловлено стремлением сломать бытовавшую в то время в Голливуде вертикальную схему работы — крупные студии не только контролировали производство фильмов, но и распространение, отдавая их в прокат в сети собственных кинотеатров.

Открытка с кадром из фильма «Маленький лорд Фаунтлерой»

Будучи соучредителем United Artists и продюсером своих фильмов, Пикфорд превратилась в одну из самых влиятельных женщин, когда-либо работавших в киноиндустрии. Первоначально по условиям контракта актриса, равно как и остальные сооснователи, обязалась выпускать по пять фильмов в год. Однако вскоре от этой договоренности пришлось отказаться: производство становилось все более дорогостоящим и длительным процессом. В 1920 году вышло всего две ленты с участием Пикфорд, в 1921 году — три, а затем она окончательно снизила темп и стала выпускать по одному фильму в год.

Первым фильмом Мэри по контракту с United Artists стала трагикомедия «Поллианна», снятая по роману Элеоноры Портер. Эта история о кроткой и добродетельной девочке-сироте пользовалась шумным успехом у публики и собрала в мировом прокате более миллиона долларов.[11] Примечательно, что исключительная добросердечность Поллианны угнетала Пикфорд, которая к тому времени уже начинала уставать от светлых, но достаточно однообразных характеров своих героинь.[12] Общество, впрочем, тогда только приветствовало назидательные сюжеты в кинематографе, а реклама «Поллианны» открыто сообщала, что героиня Пикфорд научит любого, как озарить светом свою жизнь и жизни других.[13]

Далее, после трагикомедии «Мыльная пена», где Мэри сыграла мечтательную прачку-замарашку, последовали драма «Свет любви», комедия «С чёрного хода» и экранизация повести Фрэнсис Барнетт «Маленький лорд Фаунтлерой». Последнему фильму (его вторым режиссёром был брат актрисы Джек Пикфорд) сопутствовали большие сборы в прокате,[14] более того — картина добралась и до послереволюционной России, где была выпущена под названием «Два претендента». В «Маленьком лорде Фаунтлерое» Пикфорд исполнила сразу две роли — юного наследника Седрика Эррола и его матери.

В 1922 году актриса снялась в ремейке собственного хита восьмилетней давности, мелодраме «Тэсс из Страны бурь». Далее она решила рискнуть и реализовать своё давнее желание вырваться из детского амплуа — Пикфорд достигла тридцатилетнего возраста и устала играть викторианских девочек-подростков, кроме того этот образ постепенно начал выходить из моды.[12] В 1923 году она пригласила к сотрудничеству немецкого режиссёра Эрнста Любича и снялась в его первом американском фильме, мелодраме «Розита». Её героиня, уличная певица Розита, испытавшая на себе бремя любви короля Испании, представляла собой по-настоящему взрослую женщину, но к сожалению — несмотря на роскошные декорации и прекрасную прессу, которая провозгласила картину очередным триумфом актрисы[15] — фильм пользовался меньшим успехом, нежели её предыдущие работы.

Поняв, что публика отказывается воспринимать её во взрослом облике,[12] Пикфорд вернулась к былому амплуа. В выпущенном в 1924 году историческом фильме «Дороти Вернон из Хэддон-Холла» она сыграла молодую девушку, в трагикомедии «Маленькая Анни Руни» (1925) — двенадцатилетнюю девочку-сорванца, в драме «Воробушки» (1926) — сироту-подростка. Но тем не менее в следующем 1927 году актрисе исполнилось 35 лет, и она сыграла взрослую роль в мелодраме «Моя любимая девушка».

Постер последнего фильма с участием Пикфорд — «Секреты» (1933)

В марте 1928 года от рака груди умерла мать Пикфорд, и актриса тяжело переживала её смерть. В том же году она решила окончательно порвать с детским имиджем и остригла свои прославленные золотые локоны. При этом событии присутствовали журналисты, и фотографии Пикфорд из парикмахерского салона попали на первые полосы газет.[16]

Закат карьеры

В 1929 году в свои права начинала вступать эпоха звукового кино, и Пикфорд, разумеется, не могла игнорировать этот факт. Она приобрела права на экранизацию пьесы 1927 года под названием «Кокетка» — это была трагическая история о красавице Норме Безант и её возлюбленном, которого застрелил её отец. Оператором фильма должен был стать давний друг актрисы Чарльз Рошер, однако Пикфорд уволила его, когда тот прервал на середине её сцену. Рошер решил вмешаться в процесс по причине того, что на лицо актрисы легла тень, но тем не менее Пикфорд назначила оператором другого человека.[17] Публика в конечном итоге с восторгом приняла «Кокетку»,[18] а Пикфорд получила за роль Нормы своего первого и единственного «Оскара». Критики, однако, отнеслись к фильму более прохладно.[17]

В 1929 году Пикфорд выпустила ещё один фильм — комедию «Укрощение строптивой» по одноимённому произведению Шекспира, где появилась в паре со своим вторым мужем Дугласом Фэрбенксом. Затем в 1930 году начала производство картины «Твоя навечно», однако из-за пристрастия к алкоголю режиссёра Маршалла Нилана заморозила проект и уничтожила отснятые материалы. Следующая картина Пикфорд, мюзикл «Кики» по мотивам пьесы Беласко, вышла в 1931 году и провалилась в прокате, возместив только половину затраченного бюджета.[19]

Её следующая картина — вестерн 1933 года «Секреты» — тоже не имела кассового успеха. Поэтому Пикфорд решила закончить карьеру и с тех пор более не снималась.

Общественная и деловая деятельность

Благодаря безграничному доверию, которым Пикфорд пользовалась у публики, она неоднократно принимала участие в различных благотворительных акциях. В 1918 году, когда шла Первая мировая война, актриса совместно с Дугласом Фэрбенксом, Чарли Чаплином и Мэри Дресслер[20] посетила с публичными выступлениями несколько городов, призывая граждан покупать облигации военного займа — доход от них шёл на финансирование военных нужд.

Пикфорд обращается к толпе с воззванием покупать облигации военного займа (1918)

Когда Пикфорд выступала на Wall Street, её аудитория составила около 50 тысяч человек — несмотря на свое канадское происхождение, она превратилась в один из главных символов Америки тех лет, и благодаря её усилиям в поддержку армии была собрана значительная сумма. Кроме того, совместно с Монти Блю и Джоан Марш она выпустила агитационную короткометражку «Стопроцентные американцы». В то время Пикфорд была очень популярна в армии: в её честь были названы две пушки, 143-й артиллерийский полк носил неофициальное название «Барашки Мэри»,[21][22] а сама она в феврале 1918 года была возведена в ранг почётного полковника и присутствовала на военных парадах.[23]

В 1921 году Пикфорд совместно с Фэрбенксом, Чаплином и Гриффитом организовала Фонд помощи нуждающимся киноактёрам (функционирует до сих пор) и стала его вице-президентом. Чтобы собрать средства, устроителями проводились благотворительные балы и киносеансы, спортивные мероприятия, показы мод и др. В 1932 году по инициативе Пикфорд фонд обратился к деятелям киноиндустрии, заработок которых превышал 200 долларов в неделю, с просьбой перечислять полпроцента или один процент от своего гонорара в пользу их менее удачливых коллег.[24]

В 1927 году Пикфорд была в составе влиятельных голливудских лиц, основавших Американскую академию киноискусства. Её соучредителями являлись актёры Дуглас Фэрбенкс и Гарольд Ллойд, режиссёры Фред Нибло и Рауль Уолш, продюсеры Джек Уорнер и Ирвинг Тальберг, а также другие деятели, составлявшие цвет американского кинематографа тех лет.

Затем в 1941 году, уже перестав сниматься в кино, Пикфорд предприняла вторую попытку ослабить влияние крупных студий (в то время монополия на производство и прокат фильмов почти целиком принадлежала MGM, Paramount Pictures, RKO, Warner Bros. и 20th Century Fox) и совместно с Уолтом Диснеем, Орсоном Уэллсом, Чарли Чаплином и другими основала Объединение независимых кинопродюсеров (функционировало до 1958 года).

В 1944 году Мэри стала председателем женского отделения основанного Рузвельтом Национального фонда борьбы с полиомиелитом и посещала госпитали, где лежали больные дети. В 1949 году вместе со своим третьим мужем Чарльзом Роджерсом и другом Малкольмом Бойдом она основала телерадиокомпанию Pickford-Rogers-Boyd.

Личная жизнь

Дуглас Фэрбенкс и Мэри Пикфорд в 1922 году

Актриса трижды была замужем. 7 января 1911 года восемнадцатилетняя Пикфорд вышла замуж за Оуэна Мура, актёра ирландского происхождения, в дуэте с которым часто снималась. Её мать, которая на протяжении многих лет имела большое влияние на Мэри, не разделяла симпатию дочери к Муру, поэтому некоторое время супруги скрывали от неё свои отношения. Их брак оказался неудачным из-за алкоголизма Мура и его неприятия популярности супруги. Начиная с 1914 года они жили раздельно, а затем Пикфорд завязала роман с Дугласом Фэрбенксом — в то время он выступал на Бродвее и вскоре стал столь же знаменит в кино, как и Мэри.

Некоторое время они хранили свою связь в секрете от окружающих. Так как Фэрбенкс был женат, Пикфорд опасалась, что огласка приведет к скандалу, и не хотела портить свою безупречную репутацию. Однако они появлялись вместе на публике во время благотворительных туров 1918 года. 2 марта 1920 года Пикфорд наконец развелась с Муром, и в прессе начали циркулировать слухи о её возможном браке с Фэрбенксом. Несмотря на то, что актриса заявила о беспочвенности подобных слухов,[25] 28 марта она всё-таки вышла за Фэрбенкса (актёр стал свободен ещё в ноябре 1919 года).

Церемония прошла в закрытом кругу — не были приглашены даже их близкие друзья, включая Чаплина, — а свидетелями выступили сводный брат жениха Джон Фэрбенкс и актриса Марджори Доу.[26] 19 мая 1920 года молодожёны отплыли на пароходе Royal George в Европу и провели там всё лето.[27] Осенью 1920 года, вскоре после того, как они вернулись в Америку, имя Пикфорд оказалось косвенно вовлечено в скандал, когда 10 сентября жена её брата Джека, актриса Олив Томас, скончалась во Франции, случайно выпив раствор сулемы (этим лекарством её супруг пытался вылечиться от хронического сифилиса).

Фэрбенкс и Пикфорд в своем поместье Пикфэр в начале 20-х

После медового месяца звёздная чета поселились вместе в огромном поместье Фэрбенкса неподалеку от Лос-Анджелеса, которое получило название от слияния их имен — Пикфэр. На протяжении 20-х годов Пикфорд и Фэрбенкс составляли самую известную супружескую пару Голливуда. На проводимых в их поместье приёмах собирался цвет артистического, политического и интеллектуального сообществ тех лет. В 1927 году они стали первыми актёрами, которые оставили отпечатки своих ладоней на цементной плите перед входом в кинотеатр Grauman's Chinese Theate. Слава сопутствовала актёрам по всему миру — и в том числе в СССР.

Летом 1926 года Пикфорд и Фэрбенкс побывали в Советском Союзе, где затем была выпущена книга «Они у нас. Мери Пикфорд и Дуглас Фербенкс в СССР».[28] Также в 1927 году вышел фильм Сергея Комарова «Поцелуй Мэри Пикфорд». Его производство было само по себе курьёзом: документальные кадры из хроники пребывания актёров на Украине (в частности эпизод, где Мэри поцеловала одного из поклонников) были смонтированы с отснятым уже после их отъезда материалом. В итоге получилась комедия о простом парне Гоге, которому не везёт в любви, но после поцелуя звезды дамы начинают обращать на него внимание. Пикфорд узнала о существовании этого фильма только в конце жизни.

Однако и этот брак актрисы в итоге распался. Из-за плотного съёмочного графика супруги проводили друг с другом немного времени. Помимо этого Фэрбенкс любил путешествовать и начиная с 1930 года уезжал в одиночку, оставляя жену дома. В начале 30-х он увлёкся британской актрисой леди Сильвией Эшли, и этот роман подвёл черту под его браком с Пикфорд. Они стали жить раздельно и развелись 10 января 1936 года. В марте 1936 года Фэрбенкс женился на Эшли. Пикфорд тоже недолго оставалась одна. 24 июня 1937 года она вышла замуж за актёра и джазового музыканта Чарльза «Бадди» Роджерса (своего партнёра в фильме 1927 года «Моя любимая девушка»), но тем не менее сохранила привязанность к Фэрбенксу и, когда в 1939 году он скончался от сердечного приступа, глубоко переживала утрату.[29] В 1943 и 1944 годах Пикфорд и Роджерс усыновили соответственно мальчика Рональда Чарльза и девочку Роксанну. Они прожили вместе более сорока лет до самой смерти актрисы в 1979 году.

Мэри Пикфорд в возрасте 60-ти лет (1953)

Последние годы жизни и смерть

За Пикфорд долгое время сохранялся статус влиятельного лица в Голливуде — даже после того, как она перестала сниматься. На протяжении 40-х годов она занималась продюсированием фильмов, выпустив, среди прочих, драму «Спи, любовь моя» (1948) с Клодет Кольбер и комедию «Счастливая любовь» (1949) с братьями Маркс. Её частная жизнь, между тем, была далека от благополучия. За несколько лет она потеряла одного за другим всех своих близких родственников. В 1928 году умерла её мать, в 1933 — брат Джек, в 1936 — сестра Лотти. Болезненное расставание с Фэрбенксом тоже способствовало развитию депрессии, и актриса пристрастилась к алкоголю.

Её приемные дети, повзрослев, рано ушли из дома. Со временем Пикфорд стала вести очень уединенную жизнь и редко покидала Пикфэр, позволяя навещать себя только Лиллиан Гиш, своему пасынку Дугласу Фэрбенксу-младшему и некоторым близким друзьям. В середине 60-х она общалась с внешним миром по телефону, не выходя из спальни. В 1976 году Пикфорд наградили почётным «Оскаром» за вклад в развитие кинематографа, и съёмочная группа, направленная в Пикфэр, запечатлела короткое благодарственное выступление актрисы.

Незадолго до смерти Пикфорд обратилась к правительству Канады с просьбой восстановить её гражданство, которое, как она считала, было утеряно после брака с Фэрбенксом, американским гражданином. Канада удовлетворила просьбу знаменитой соотечественницы, и таким образом на закате жизни у неё появилось двойное гражданство. Мэри Пикфорд — любимица Америки, когда-то обожаемая миллионами — скончалась от кровоизлияния в мозг 29 мая 1979 года в возрасте восьмидесяти семи лет. Она была похоронена на кладбище мемориального парка Forest Lawn в Калифорнии на том же участке, где покоились её мать, брат и сестра.

Интересные факты

Мэри Пикфорд. Почтовая открытка, выпущенная в СССР (1928)
  • Мэри Пикфорд была невысокого роста (1 м 54 см), благодаря чему могла играть детские роли даже в 30-летнем возрасте.
  • При съемках первых же фильмов, неожиданно обнаружилось, что камера сильно полнит её и стройная в жизни актриса на пленке выглядит очень упитанной и старше своего возраста. Поэтому ей пришлось похудеть в 17 лет с 48 до 39 кг.
  • Через брак с актёром Оуэном Муром Пикфорд породнилась с его братьями-актёрами Томом Муром и Мэттом Муром. Оба они появились в нескольких её фильмах.
  • В биографическом фильме 1992 года «Чаплин» роль Пикфорд исполнила актриса Мария Питилло.
  • Актриса входит в сотню самых великих киноактёров всех времен по версии Американского института кино.[30]
  • Популярность Пикфорд была столь велика, что её называли Любимица Америки или просто Маленькая Мэри.
  • В 1918 году Пикфорд рекламировала косметические средства марки Pompeian,[31] а в 1938 году основала свою собственную косметическую компанию под названием Mary Pickford Cosmetics.
  • В 2006 году в Канаде была выпущена серия почтовых марок «Канадцы в Голливуде» с изображениями Пикфорд, Фэй Рэй, Лорна Грина и Джона Кэнди.
  • Поместье Пикфэр было продано после смерти актрисы за 5,3 миллиона долларов владельцу баскетбольного клуба Лос-Анджелес Лейкерс. В 1988 году его купила актриса Пиа Задора и, обнаружив дом в полуразрушенном от старости состоянии, построила на этом месте новый особняк. От времен, когда поместьем владели Пикфорд и Фэрбенкс, сохранились только ворота с буквой Р.
  • В 1950 году Пикфорд отказалась от роли Нормы Десмонд в фильме «Бульвар Сансет». Вместо неё снялась другая звезда немого кино — Глория Свенсон.
  • Пикфорд была удостоена звезды на Голливудской Аллее Славы.
  • По легенде, Мэри Пикфорд незадолго перед смертью отправила в Голливуд письмо, по содержанию состоящее всего из трёх слов - Show must go on и её подписи.

Фильмография

Звуковые фильмы

Год На русском На языке оригинала Роль
1933 Секреты Secrets Мэри Карлтон
1931 Кики Kiki Кики
1929 Укрощение строптивой The Taming of the Shrew Катрин
Кокетка Coquette Норма Безант

Полнометражные фильмы

Год На русском На языке оригинала Роль
1927 Моя любимая девушка My Best Girl Мэгги Джонсон
1926 Воробушки Sparrows Молли
1925 Маленькая Анни Руни Little Annie Rooney Аннабель Руни
1924 Дороти Вернон из Хэддон-Холла Dorothy Vernon of Haddon Hall Дороти Вернон
1923 Розита Rosita Розита
1922 Тэсс из Страны бурь Tess of the Storm Country Тэссибель Скиннер
1921 Маленький лорд Фаунтлерой Little Lord Fauntleroy Седрик Эррол
С чёрного хода Through the Back Door Жанна Бодамер
Свет любви The Love Light Анжела Карлотти
1920 Мыльная пена Suds Аманда Аффлик
Поллианна Pollyanna Поллианна Уиттер
1919 Сердце холмов Heart o' the Hills Мэвис Хоун
Хулиганка The Hoodlum Эми Берк
Длинноногий папочка Daddy-Long-Legs Джеруша Эббот
Капитан Кидд-младший Captain Kidd, Jr. Мэри Мактавиш
1918 Вербовка Джоанны Johanna Enlists Джоанна Ренссаллер
Как ты могла, Джин? How Could You, Jean? Джин Макаэ
Мелисса M`Liss Мелисса Смит
Амарилли с аллеи Клозес-Лайн Amarilly of Clothes-Line Alley Амарилли Дженкинс
Звезда морей Stella Maris Мисс Стелла Марис
1917 Маленькая принцесса The Little Princess Сара Крю
Ребекка с фермы Саннибрук Rebecca of Sunnybrook Farm Ребекка Рэнделл
Маленькая американка The Little American Анжела Мур
Роман в Редвудс A Romance of the Redwoods Дженни Лоренс
Бедная маленькая богатая девочка The Poor Little Rich Girl Гвендолин
Гордость клана The Pride of the Clan Маргет Мактавиш
1916 Меньше пыли Less Than the Dust Рада
Хальда из Голландии Hulda from Holland Хальда
Вечная доля The Eternal Grind Луиза
Бедная маленькая Пеппина Poor Little Peppina Пеппина
Подкидыш The Foundling Молли О
1915 Мадам Баттерфляй Madame Butterfly Чио-Чио-сан
Вчерашняя девушка A Girl of Yesterday Джейн Стюарт
Эсмеральда Esmeralda Эсмеральда Роджерс
Рагс Rags Рагс / Элис Макклауд
Маленькая подружка Little Pal Маленькая подружка
Заря завтрашнего дня The Dawn of a Tomorrow Глэд
Сверчок Фашон Fanchon, the Cricket Фашон
Госпожа Нелл Mistress Nell Нелл Гвин
Подкидыш The Foundling Молли О
1914 Золушка Cinderella Золушка
За кулисами Behind the Scenes Долли Лейн
Такая маленькая королева Such a Little Queen Королева Анна Виктория
Орлица The Eagle’s Mate Анемона Брекенридж
Тэсс из Страны бурь Tess of the Storm Country Тэссибель Скиннер
Хорошенький дьяволёнок A Good Little Devil Джульет
Дрейфующие сердца Hearts Adrift Нина
1913 Каприз Caprice Мерси Бакстер
В повозке епископа In the Bishop’s Carriage Нэнс Олден

Короткометражные фильмы

1913

  • Судьба / Fate
  • Нежеланный гость / The Unwelcome Guest

1912

  • Нью-йоркская шляпа / The New York Hat
  • Осведомитель / The Informer
  • Моя крошка / My Baby
  • Его она любила / The One She Loved
  • Вражда на холмах Кентукки / A Feud in the Kentucky Hills
  • Так близко и так далеко / So Near, Yet So Far
  • Друзья / Friends
  • Легенда Пуэбло / A Pueblo Legend
  • Любовь в Пуэбло / A Pueblo Romance
  • С помощью врага / With the Enemy’s Help
  • В узком кругу / The Inner Circle
  • Раскаяние ребёнка / A Child’s Remorse
  • Узкая тропа / The Narrow Road
  • Индейское лето / An Indian Summer
  • Учитель и беспризорник / The School Teacher and the Waif
  • Лена и гуси / Lena and the Geese
  • Домочадцы / Home Folks
  • Чудище в заливе / A Beast at Bay
  • Приют на ночь / A Lodging for the Night
  • Старик-актёр / The Old Actor
  • Won by a Fish
  • Совсем как женщина / Just Like a Woman
  • Женщина по рождению / The Female of the Species
  • Fate’s Interception
  • Клятва Иолы / Iola’s Promise
  • Своевременное раскаяние / A Timely Repentance
  • A Siren of Impulse
  • The Mender of Nets
  • В честь твоего отца / Honor Thy Father

1911

  • Мечта Кадди / The Caddy’s Dream
  • Портрет / The Portrait
  • Красная шапочка / Little Red Riding Hood
  • Love Heeds Not Showers
  • Ухаживание за Мэри / The Courting of Mary
  • Со дна моря / From the Bottom of the Sea
  • Его парадная рубашка / His Dress Shirt
  • Подстрекатель / The Aggressor
  • Так лучше / The Better Way
  • Заснувший часовой / The Sentinel Asleep
  • Меж влюблённых / 'Tween Two Loves
  • Дом, который построил Джек / By the House That Jack Built
  • Бросок монетки / The Toss of a Coin
  • Зов песни / The Call of the Song
  • The Skating Bug
  • Наука / Science
  • В четверть второго / At a Quarter of Two
  • Свидание при газовом свете / A Gasoline Engagement
  • В честь королевы / For the Queen’s Honor
  • В саду султана / In the Sultan’s Garden
  • За забором / Behind the Stockade
  • Возвращение к корням / Back to the Soil
  • Хранитель маяка / The Lighthouse Keeper
  • Хозяин и слуга / The Master and the Man
  • Ради её брата / For Her Brother’s Sake
  • Честный дантист / The Fair Dentist
  • Искусительница / The Temptress
  • Пророчество / Second Sight
  • Бегство / The Stampede
  • Сладкие воспоминания / Sweet Memories
  • В старом Мадриде / In Old Madrid
  • Рыбачка / The Fisher-Maid
  • Совесть / Conscience
  • Письмо в бутылке / The Message in the Bottle
  • Закон судьбы / A Decree of Destiny
  • Смельчак / A Manly Man
  • Искусница Кейт / Artful Kate
  • Pictureland
  • Неофит / The Convert
  • Её самое мрачное время / Her Darkest Hour
  • Зеркало / The Mirror
  • When the Cat’s Away
  • По приказу герцога / At the Duke’s Command
  • Три сестры / Three Sisters
  • Девушка или мужчина / Maid or Man
  • Сон / The Dream
  • Итальянский цирюльник / The Italian Barber
  • Их первая размолвка / Their First Misunderstanding
  • Когда человек влюблён / When a Man Loves
  • Мечта папочки / The Daddy’s Dream
  • История пса / A Dog’s Tale

1910

  • Табак крошки Нелл / Little Nell’s Tobacco
  • Белые розы / White Roses
  • Детская уловка / A Child’s Stratagem
  • Простая песня / A Plain Song
  • The Song of the Wildwood Flute
  • Солнышко Сью / Sunshine Sue
  • Обычное милосердие / Simple Charity
  • Официант номер пять / Waiter No. 5
  • Зубная боль на счастье / A Lucky Toothache
  • Щёголь / The Masher
  • That Chink at Golden Gulch
  • Золотое ожерелье / A Gold Necklace
  • Бунтарь / The Iconoclast
  • День школьных экзаменов / Examination Day at School
  • Маггси становится героем / Muggsy Becomes a Hero
  • Упрямая Пегги / Wilful Peggy
  • Муки неверных / The Sorrows of the Unfaithful
  • Когда мы были детьми / When We Were in Our Teens
  • Ростовщик / The Usurer
  • Аркадская дева / An Arcadian Maid
  • Призыв к оружию / The Call to Arms
  • Серьёзные шестнадцатилетние / Serious Sixteen
  • Вспышка света / A Flash of Light
  • Что сказала Дейзи / What the Daisy Said
  • Первая любовь Маггси / Muggsy’s First Sweetheart
  • Детский порыв / A Child’s Impulse
  • Май и декабрь / May and December
  • Больше никогда / Never Again
  • Лицо в окне / The Face at the Window
  • Жертва ревности / A Victim of Jealousy
  • In the Season of Buds
  • Рамона / Ramona
  • Дела сердечные / An Affair of Hearts
  • Любовь среди роз / Love Among the Roses
  • Неизменное море / The Unchanging Sea
  • Любовь в Вестерн-хиллс / A Romance of the Western Hills
  • Отмщение сполна / A Rich Revenge
  • Такова жизнь / As It Is in Life
  • Два брата / The Two Brothers
  • Его последний доллар / His Last Dollar
  • Курильщик / The Smoker
  • Витая тропинка / The Twisted Trail
  • Нить судьбы / The Thread of Destiny
  • Новобрачные / The Newlyweds
  • Англичанин и девочка / The Englishman and the Girl
  • Женщина из Меллона / The Woman from Mellon’s
  • Зов / The Call
  • Всё из-за молока / All on Account of the Milk

1909

  • Ради спасения её души / To Save Her Soul
  • Проверка / The Test
  • Неудавшаяся шалость / The Trick That Failed
  • Горская гордость / The Mountaineer’s Honor
  • Полночное приключение / A Midnight Adventure
  • Сладкая месть / A Sweet Revenge
  • И пришёл свет / The Light That Came
  • Реставрация / The Restoration
  • Богиня Гибсона / The Gibson Goddess
  • К чему такая спешка? / What’s Your Hurry?
  • Lines of White on a Sullen Sea
  • В ночи / In the Watches of the Night
  • Его ушедшая любовь / His Lost Love
  • Маленькая учительница / The Little Teacher
  • Пробуждение / The Awakening
  • Разыскивается ребёнок / Wanted, a Child
  • В старом Кентукки / In Old Kentucky
  • Сломанный медальонThe Broken Locket
  • Дружок ребят / The Children’s Friend
  • Свести счёты / Getting Even
  • Гессенские изменники / The Hessian Renegades
  • Милочка / The Little Darling
  • Опечатанная комната / The Sealed Room
  • О, дядя! / Oh, Uncle!
  • Седьмой день / The Seventh Day
  • Любовь индейского бегуна / The Indian Runner’s Romance
  • Посетитель его жены / His Wife’s Visitor
  • Они сбегут вместе / They Would Elope
  • Странная встреча / A Strange Meeting
  • Раб / The Slave
  • Сладкая двадцатилетняя / Sweet and Twenty
  • Отречение / The Renunciation
  • Нежные сердца / Tender Hearts
  • Замысел кардинала / The Cardinal’s Conspiracy
  • Деревенский врач / The Country Doctor
  • Ожерелье / The Necklace
  • Путь человека / The Way of Man
  • Влюблённые мексиканцы / The Mexican Sweethearts
  • The Peachbasket Hat
  • Увядшие лилии / The Faded Lilies
  • Её первые бисквиты / Her First Biscuits
  • Возвращение сына / The Son’s Return
  • Одинокая вилла / The Lonely Villa
  • Скрипичный мастер из Кремоны / The Violin Maker of Cremona
  • К чему приводит пьянство / What Drink Did
  • Его долг / His Duty
  • Два воспоминания / Two Memories
  • Погоня за жизнью / The Drive for a Life
  • Обман / The Deception
  • Очаровательная миссис Фрэнсис / The Fascinating Mrs. Francis
  • Миссис Джонс приглашает / Mrs. Jones Entertains
  • Сердце преступника / The Heart of an Outlaw

Награды

В 1930 году Мэри Пикфорд была удостоена премии «Оскар» за роль в фильме «Кокетка». Кроме того в 1976 году она получила почётную награду Киноакадемии за вклад в развитие кинематографа.

Примечания

  1. On opening night, Pickford performs for Canadian soldiers on their way to South Africa to serve in the Boer War. American Experience PBS
  2. The Warrens of Virginia
  3. Пикфорд — имя её дедушки со стороны матери, Джона Пикфорда Хеннесси. Northernstars.ca
  4. Little Mary Pickford <…> now becomes leading lady with the Majestic Film Co., a new independent film concern. The Humeston New Era от 25 октября 1911 года
  5. She toned down her performances to make them more intimate; she expressed emotion through her eyes, not with grandiose gestures. American Experience PBS
  6. Miss Pickford came into public favor through placing her entire heart and soul into the portrayals she took part in, and this, coupled with beauty and winning manners, soon found a way to the hearts of picture play lovers. Oakland Tribune от 14 июля 1912 года
  7. Mary Pickford in her latest and greatest success entitled Behind The Scenes. Come early to avoid the crowds. Suburbanite Economist от 13 ноября 1914 года
  8. Mary Pickford, doll divine / Year by year, and every day / At the moving-picture play / You have been my valentine. Fairbanks Daily Times от 24 декабря 1914 года
  9. В пересчёте на современные деньги, эта сумма равнялась 173 тысячам долларов в неделю. American Experience PBS
  10. Arthur Whyte, manager of the New York and New Jersey Artcraft Exchange, has just received a bill from Herring and Blumenthal, owners of the National theatre, Jersey City, for a door which was wrecked by the crowds during the showing of Mary Pickford in The Pride of the Clan. Daily Independent от 29 марта 1917 года
  11. Более 11 миллионов долларов в пересчете по современному курсу. American Experience PBS
  12. 1 2 3 Жорж Садуль. Всеобщая история кино
  13. She will teach you how to bring sunshine into your life and the lives of others. Olean Evening Herald от 19 февраля 1920 года
  14. Более миллиона долларов. IMDb.com
  15. Rosita, another Pickford triumph. Modesto Evening News от 28 ноября 1923 года
  16. Pickford’s mother Charlotte dies of breast cancer. The event leaves Pickford devastated and she cuts off her famous curls in front of journalists. The story makes the front page of the New York Times. American Experience PBS
  17. 1 2 Mary Pickford, Best Actress Oscar 1929
  18. Сборы составили 1,4 миллиона долларов. IMDb.com
  19. Фильм собрал 426,5 тысяч долларов при затраченных 810 тысячах. IMDb.com
  20. Примечательно, что некоторые зрители были разочарованы будничным видом своих идолов, обнаружив, что в повседневной жизни Чаплин не носит усов, а Пикфорд убирает волосы в обычную прическу. Some were disappointed because Fairbanks didn’t shove a locomotive off the track, and because Mary’s hair was done up and because Chaplin in actual life has no moustache and just ordinary feet. Fort Wayne News And Sentinel от 5 апреля 1918 года
  21. По аналогии с известным стихотворением «У Мэри был барашек».
  22. … namely the One Hundred and Forty-third Regiment, Field Artillery, known unofficially as Mary`s Lambs … Syracuse Herald от 30 сентября 1918 года
  23. Mary Pickford, honorary colonel of the One Hundred and Forty-third Field Artillery devision, was made a conspicuous figure in a bid military parade held in Los Angeles recently. Orange County Times от 28 июня 1918 года
  24. См. Motion Picture & Television Fund
  25. The rumors that have been circulated that I intended to marry Douglas Fairbanks are absurd. Such a thought has never entered my head, declared Mary Pickford today. Syracuse Herald от 7 марта 1920 года
  26. John Fairbanks stood up with his brother and Mary Pickford`s attendant was Marjorie Daw. Oakland Tribune от 31 марта 1920 года
  27. They will sail from New York, May 19, on the streamer Royal George and land at Plymouth, England. Reno Evening Gazette от 31 марта 1920 года
  28. BL.uk
  29. Filmbug.com
  30. AFI.com
  31. Miss Pickford has again honored the makers of Pompeian toilet preparations by posing exclusively for the 1918 Pomopian Beauty Art Panel. Fort Wayne News And Sentinel от 16 апреля 1918 года

Ссылки

Источник:Википедия [CC-BY-SA]