Цецилия Мансурова |
|
Имя при рождении: |
Цецилия Львовна Воллерштейн
|
Дата рождения: |
8 (20) марта 1896(1896-03-20)
|
Место рождения: |
Москва,
Российская империя
|
Дата смерти: |
22 января 1976(1976-01-22)
|
Место смерти: |
Москва, СССР
|
Профессия: |
актриса, театральный педагог
|
Гражданство: |
Российская империя
СССР
|
Театр: |
Театр им. Евг. Вахтангова
|
Роли: |
Принцесса Турандот, Зойка, Донья Уррака, Жанна Барбье, Шурка Булычова, Беатриче, Роксана, Частухина, Аркадина, Филумена Мартурано
|
Награды: |
|
IMDb: |
ID 0544012
|
Цеци́лия Льво́вна Мансу́рова (Воллерште́йн; 8 [20] марта 1896[1], Москва — 22 января 1976, Москва) — актриса, педагог. Народная артистка СССР (1971).
Биография
Родилась 8 марта (20 марта по новому стилю) 1896 года (по другим данным — в 1897[2]) в Москве, в семье инженера Льва Лазаревича и Фани Ефимовны Воллерштейнов.
В 1919 году окончила юридический факультет Киевского университета. С 1919 — студентка, затем артистка Студии Евгения Вахтангова (с 1920 - 3-я студия МХТ), находившейся в Мансуровском переулке, по названию которого взяла сценический псевдоним.
С 1926 года Студия стала называться театром им. Евг. Вахтангова. Во время Великой Отечественной войны была художественным руководителем фронтового филиала Театра имени Евг. Вахтангова (1942—45), где поставила «Не в свои сани не садись» А. Н. Островского (1944).
С 1925 года преподавала в Театральном училище при Театре им. Евг. Вахтангова (ныне Театральный институт имени Бориса Щукина) (с 1946 года - профессор).
Умерла 22 января 1976 года. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище(участок № 2) рядом с мужем.[3]
Семья
Отец Цецилии Львовны — еврей[источник не указан 540 дней] Лев Лазаревич Воллерштейн, мать — еврейка[источник не указан 540 дней] Фаня Ефимовна Гальперина.
Муж — граф Николай Петрович Шереметев (1903—1944) — внук С. Д. Шереметева (который был внуком Н. П. Шереметева и Прасковьи Жемчуговой). Из-за любви к актрисе он пошёл на разрыв с роднёй, не уехал в эмиграцию, остался в большевистской России. Служил скрипачом и концертмейстером в Вахтанговском театре, сочинял музыку к спектаклям. Не раз арестовывался. И всякий раз представители администрации и популярные артисты театра ездили на поклон в органы к своим могущественным почитателям, прося его освободить.
Писательница Анна Масс, соседка по дому, вспоминала о своём детстве:[4]
«Мы, дети, его обожали. Когда он выходил из подъезда с двумя своими рыжими весёлыми сеттерами, мы сбегались к нему со всех концов двора. На наших глазах дяди Колин большой палец отделялся от руки, описывал круг в воздухе, а потом снова прирастал; проглоченный шарик каким-то чудом оказывался в кармане Мишки Рапопорта или в ухе Ани Горюновой.
Его и взрослые все любили. Он был красив, элегантен, прекрасно знал этикет, свободно говорил на нескольких языках. И в то же время был прост, отзывчив и доступен как истинный аристократ. Когда в театр приезжали иностранные гости, Николая Петровича выпускали вперёд. Театр гордился своим представителем. И одновременно немного над ним подтрунивал. Копил анекдотические истории о столкновениях графа с советской действительностью — наподобие случая в милиции или, например, в керосиновой лавке, когда продавец осадил его:
- — Обождёшь! Не граф Шереметев!
В тридцатые годы театр получил в качестве дома отдыха бывший охотничий дом Шереметевых в Плёскове. Обслуживающий персонал, набранный из старых графских слуг, и жители окрестных деревень помнили „Николашу“ еще ребёнком, и когда он впервые приехал в отпуск с женой, среди местных начался переполох. Повар готовил „их сиятельствам“ отдельно и подавал сам. Крестьяне являлись с подарками и отвешивали поясные поклоны. Цилюша, как истая графиня, выходила на балкон и принимала приветствия и подарки. Отдыхающие артисты наслаждались ситуацией и изощрялись в шутках.
…Почему он остался, не уехал? Отец его умер до революции, а мать в 1924 году добилась заграничных паспортов для себя и детей. Он должен был уехать вместе с семьёй в эмиграцию, но вмешалась судьба: однажды он попал на репетицию „Принцессы Турандот“, увидел исполнительницу главной роли — и оказался сражён. Она ответила на его чувство. Мать с четырьмя младшими детьми уехала без него. Как прадед его, нарушив сословные каноны, женился на актрисе, так и нынешний граф повторил его поступок».
В 1944 году он трагически погиб на охоте при невыясненных обстоятельствах. Цецилия Львовна больше замуж не вышла.
Награды и звания
- Народная артистка РСФСР (1943).
- Народная артистка СССР (1971).
- Орден Трудового Красного Знамени (1946, в связи с 20-летием Театра им. Евг.Вахтангова), а также медалями.
Творчество
Фонтан «Принцесса Турандот» у Вахтанговского театра на Арбате (скульптор А.Бурганов, 1999). Первой исполнительницей роли была Ц. Л. Мансурова.
Роли в Третьей студии МХТ и Театре им. Евг. Вахтангова
- 1919 — Елена Кармина — «Женитьба Белугина», отрывок из пьесы А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева
- 1922 — Принцесса Турандот — «Принцесса Турандот», по фьябе К. Гоцци, реж. Евгений Вахтангов
- 1924 — Донья Уррака — «Комедии Мериме» («Рай и ад»; из цикла «Театр Клары Газуль» П.Мериме), реж. Алексей Попов
- 1926 — Зойка — «Зойкина квартира», по пьесе М.Булгакова, реж. Алексей Попов
- 1927 — Ксения — «Разлом», по пьесе Б.Лавренёва, реж. Алексей Попов
- 1930 — Соня — «Авангард», по пьесе В. Катаева, реж. Алексей Попов
- 1930 — Молли — «Сенсация», по пьесе Б.Хекта и Ч. МакАртура, реж. Рубен Симонов
- 1930 — Леди Мильфорд — «Коварство и любовь», по пьесе Ф.Шиллера, реж. Павел Антокольский, Осип Басов, Борис Захава
- 1932 — Шурка — «Егор Булычов и другие» — по пьесе М. Горького, реж. Борис Захава
- 1933 — Жанна Барбье — «Интервенция», по пьесе Л.Славина, реж. Рубен Симонов
- 1934 — Дельфина де Нюсенжен [ввод] — «Человеческая комедия», по произведениям О. де Бальзака, реж. Александр Козловский и Борис Щукин
- 1935 — Вера Газгольдер — «Дорога цветов», по пьесе В. Катаева, реж. Иосиф Рапопорт, Осип Басов
- 1936 — Беатриче — «Много шума из ничего», по пьесе У. Шекспира, реж. Мария Синельникова, Иосиф Рапопорт
- 1937 — Леонтина де Серизи [ввод] — «Человеческая комедия», по произведениям О. де Бальзака, реж. Александр Козловский, Борис Щукин
- 1941 — Инкен Петерс — «Перед заходом солнца», по пьесе Г.Гауптмана, реж. Александра Ремизова
- 1941 — Баронесса Штраль — «Маскарад», по драме М. Ю. Лермонтова, реж. Андрей Тутышкин
- 1942 — Роксана — «Сирано де Бержерак», по пьесе Э. Ростана, реж. Николай Охлопков
- 1945 — Татьяна Львовна — «Новогодняя ночь», по пьесе А.Гладкова, реж. Борис Бабочкин
- 1948 — Алиса Лэнгдон — «Глубокие корни», по пьесе Дж. Гоу и А. д’Юссо, реж. Рубен Симонов, Александр Габович
- 1948 — Ольга — «Макар Дубрава», по пьесе А.Корнейчкуа, реж. Иосиф Рапопорт
- 1949 — Христина Падера — «Заговор обречённых», по пьесе Н.Вирты, реж. Рубен Симонов, Александр Габович
- 1950 — Фантина — «Отверженные», по роману В.Гюго, инсценировка С.Радзинского, реж. Александра Ремизова
- 1952 — Мать Хуана — «Седая девушка», по пьесе Хэ Цзинчжи и Дин Ни, реж. Сергей Герасимов, Самсон Самсонов, Татьяна Лиознова
- 1953 — Частухина — «Кандидат партии», по пьесе А.Крона, реж. Борис Захава
- 1954 — Аркадина — «Чайка», по пьесе А. П. Чехова, реж. Борис Захава
- 1956 — Маргарита — «Одна», по пьесе С. Алёшина, реж. Александра Ремизова
- 1956 — Филумена Мартурано — «Филумена Мартурано», по пьесе Эдуардо де Филиппо, реж. Евгений Симонов
- 1958 — Георгия — «Ангела», по пьесе Г. Севастикоглу, реж. Александра Ремизова
- 1961 — Наталья Сергеевна — «Русский лес», по роману Л. Леонова, реж. Фёдор Бондаренко
- 1962 — Анна Дмитриевна Каренина — «Живой труп», по пьесе Л. Н. Толстого, реж. Рубен Симонов
- 1963 — Софья Казимировна — «Железный ангел», по пьесе П.Нилина, реж. Александра Ремизова
- 1970 — Бабушка Лиза — «Человек с ружьём», по пьесе Н.Погодина, реж. Евгений Симонов
Фильмы
- 1958 — Дорогой мой человек — Ашхен Оганян
- 1972 — Мраморный дом
Литература
- Симонов Р. С Вахтанговым. М.: Искусство, 1959 . — 194 с.
- Первая Турандот: Книга о Народной артистке СССР Ц. Л. Мансуровой / Ред.-сост. С. С. Кауфман, М. В. Щедровицкая; Ред. Н. И. Захава; Худож. И. В. Голицын, И. И. Голицын. М.: ВТО, 1986. — 408 с.: ил.
Примечания
Ссылки
|