Актриса «Фрейндлих, Алиса Бруновна»
Али́са Бру́новна Фре́йндлих (р. 8 декабря 1934, Ленинград) — советская и российская актриса театра и кино, певица, народная артистка СССР (1981), лауреат трёх Государственных премий Российской Федерации (1996, 2001, 2008). Алиса Фрейндлих неоднократно признавалась одной из наиболее выдающихся актрис России и Советского Союза[1]. С 1983 года Фрейндлих является одной из ведущих актрис Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова[2]. Фильмы с участием Алисы Фрейндлих входят в «золотой фонд» отечественного кинематографа[3]. Наиболее известна по картинам: «Соломенная шляпка» (1974), «Агония» (1974), «Служебный роман» (1977), «Д’Артаньян и три мушкетёра» (1978), «Сталкер» (1979), «Жестокий романс» (1984) и «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» (2009). Алиса Фрейндлих — обладательница двух национальных театральных премий «Золотая Маска» (2001, 2006) и двух премий Российской Академии кинематографических искусств «Ника» (1994, 2005). БиографияРождение и первые годы жизни
Мать будущей актрисы, Ксения Фёдоровна Фрейндлих (в девичестве Фёдорова; ?—1971[5]), в молодости проживала в Пскове, где принимала участие в художественной самодеятельности[6]. Вскоре она переехала в Ленинград, где на драматических курсах Театра рабочей молодёжи познакомилась с актёром немецкого происхождения Бруно Фрейндлихом (1909—2002)[6]. Его матерью была немка Шарлотта Фридриховна (урождённая Зейтц), отцом — Артур Иванович Фрейндлих[5]. И Зейтцы, и Фрейндлихи окончательно переехали в Россию ещё в XVIII веке, создав династию стеклодувов[5]. Артур Фрейндлих пытался продолжить семейное дело, однако его карьера мастера стекла не состоялась — у его второго сына, брата Бруно, были крайне слабые лёгкие[5]. Вскоре он устроился на работу в обувной магазин Вейса, который тогда поставлял обувь императорскому двору[5]. Недолго проработав там, он решил открыть собственное дело: закупил нужное оборудование, снял помещение возле Мойки и заказал вывеску «Изящная обувь Фрейндлиха»[5]. Его планам не суждено было сбыться: в 1917 году Артур Фрейндлих скоропостижно скончался[5]. 8 декабря 1934 года, в Ленинграде, в доме на Исаакиевской площади, на свет появилась девочка Алиса[4]. Как признавалась позже Фрейндлих, мама хотела, чтобы дочь носила другое имя — Наташа[7]. На «Алисе» настояли отец и бабушка, заявившие, что «Наталья Бруновна Фрейндлих» — странная каша[7]. Вскоре после рождения девочки семья переехала в коммунальную квартиру дома 1/64, что в переулке Гривцова[4]. Из окон открывался вид на Исаакиевский собор, а неподалёку от дома располагался Медный всадник[4]. Ещё в детстве Алиса начала проявлять артистические способности[8]. В три года она попала на дипломные спектакли сестры матери и её мужа, которые тогда заканчивали консерваторию[8]. Несколько дней после этого девочка напевала мелодии из оперы[8] и сама с собой играла в «театр», тайком от взрослых надевая мамины платья[8]. Незадолго до начала войны Бруно Фрейндлих и Ксения Фрейндлих расстались[9]. Отец Алисы с актёрами своего театра уехал на гастроли в Ташкент, в то время как девочка осталась жить с матерью[9]. Как позже оказалось, Бруно Фрейндлих вовремя покинул Ленинград, где в то время уже начались репрессии против этнических немцев, затронувшие и родственников семьи Фрейндлих[8]. Брат Бруно Артуровича с женой были арестованы, а позже расстреляны[8]. Многие родные Алисы были депортированы из Ленинграда по национальному признаку во время блокады[8]. Великая Отечественная война и блокада ЛенинградаВ 1941 году Алиса пошла в первый класс школы № 239 (ныне физико-математический лицей № 239)[10]. Заведение находилось прямо в центре города — районе, который подвергался самым массивным обстрелам[10]. Через несколько дней после этого началась блокада Ленинграда[10]. Из-за тяжёлых условий учёбы, как таковой, не было: преподавательница вела беседу не о теме урока, а обо всём том, что тогда было нужно блокадникам[10]. Позже Алиса Бруновна вспоминала:
Только бабушка помогла выжить Алисе в те времена, а точнее, её пунктуальность: она выдавала совсем маленькую часть от буханки хлеба по часам, а остальное прятала[10]. Здоровье девочки и её матери было крайне плохим и нестабильным не только в физическом отношении, но и в психологическом: ребёнок с немецкими корнями ужасно себя чувствовал в обществе тех, кто немцев презирает[10]. Во время войны Ксения Фёдоровна работала бухгалтером, а после её окончания переехала вместе с дочерью в Таллин на три года[10]. Послевоенное детство и поступление в институтВ столице Эстонии Алиса обучалась в третьем, четвёртом и пятом классах средней школы[11]. Фрейндлих не удалось и здесь закончить обучение — в 1948 году они с матерью вернулись в Ленинград, где девочка снова поступила в школу № 239[11]. В город обратно переехал и Бруно Артурович, взявший с собой свою новую семью — жену и дочку Ирину[6]. Ксения Фёдоровна была не против того, чтобы Алиса виделась с отцом, но этому категорически противилась новая супруга Фрейндлиха[6]. Их дочь Ирина долгие годы даже не догадывалась о существовании сводной сестры[6]. В школе № 239 Алиса попала в театральный кружок, руководителем которого была Мария Призван-Соколова — именитая советская артистка[4]. Марии Александровне девочка сразу же понравилась, она увидела в ней звезду[11]. Все своё свободное время Алиса проводила у своей преподавательницы, именно Мария Александровна обучила Фрейндлих азам актёрского мастерства[11]. Окончив школу в 1953 году, Алиса Бруновна точно знала, что станет актрисой, только не могла разобраться, какой именно: драматической или музыкальной[7]. Помог отец, сказавший так: «Ты же кроха, а там фактура нужна»[7]. У девушки был и сильный голос — высокое меццо-сопрано[7]. Вскоре она подала документы в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского[4]. Поступить ей помогали Мария Призван-Соколова и её муж Павел Вейсбрём, каждый вечер ожидавшие девушку у себя дома[11]. Фрейндлих успешно сдала вступительные экзамены, зачитав отрывок из повести Николая Гоголя «Мёртвые души» и исполнив романс «Не брани меня, родная»[11]. Комиссии выступление Фрейндлих понравилось, и она была принята на курс Бориса Зона[4]. Окончание института, первые роли в кино и работа в Театре имени КомиссаржевскойДо Фрейндлих Зон воспитал множество звёзд советского экрана: Зинаиду Шарко, Павла Кадочникова, Николая Трофимова и многих других. За время обучения в институте Фрейндлих удостоилась множества благодарностей и наград, в том числе и грамоты за образцовую учёбу[11]. В 1955 году девушка исполнила эпизодические роли в фильмах «Неоконченная повесть» и «Таланты и поклонники»[4]. Тогда же она впервые вышла замуж за студенческую любовь, одного из своих однокурсников — Владимира Карасёва[4]. Брак продержался недолго — уже после выпуска из института пара разошлась[4]. Перед самым выпуском Борис Зон подарил Алисе Бруновне своё фото, написав на обороте: «Милая Алиса! Вы не смеете оставить втуне ни одну из Ваших склонностей: играть, читать, петь, танцевать. Только в таком случае Вы всюду поспеете и будете счастливы»[4]. Он же подписал характеристику, выданную актрисе, подытожив, что Фрейндлих рекомендована на ведущую работу в драматических театрах областного и республиканского значения (см. фото). Дипломный спектакль «Мораль пани Дульской», в котором Фрейндлих сыграла главную роль, помог ей попасть в труппу Ленинградского драматического театра имени В. Ф. Комиссаржевской[6]. Шел 1957 год[11]. Позже Фрейндлих говорила: «О работе в театре имени Комиссаржевской я вспоминаю с большим удовольствием. Я прошла там хорошую школу, очень хорошую. Я там не была премьершей. Там блистала превосходная актриса Эмма Попова. А мне доставались лишь те роли, от которых отказалась Попова (или, как говорят в театре, которые упали со стола Поповой). Я рыдала и переживала страшно, что мне не удалось сыграть Дороти в „Пятой колонне“ Э. Хемингуэя»[12]. Однако даже до таких ролей Алиса Бруновна начинала с самого малого — перевоплощения в мальчиков и хулиганов[13]. Всего за время работы в театре Фрейндлих сыграла более десяти ролей; к этому же времени относится ее кинодебют — Фрейндлих снялась в фильмах «Город зажигает огни» и «Повесть о молодожёнах». В конце 1950-х годов, она познакомилась с театральным режиссёром Игорем Владимировым, который как раз тогда был приглашён поставить в Театре имени Комиссаржевской спектакль «Время любить»[5]. Эта встреча запомнилась Алисе Бруновне, и в 1961 году, когда Владимиров возглавил Ленинградский академический театр имени Ленсовета, она перешла туда[4]. Театр им. Ленсовета и творческий союз с Игорем ВладимировымТогда же Фрейндлих впервые встретила кинорежиссёра Эльдара Рязанова, который вёл подготовку к съёмкам комедии «Гусарская баллада»[14]. По признанию Рязанова, Фрейндлих сыграла просто блестяще, но в актрисе было чрезвычайно много женственности, а героиня фильма, как известно, изображала мужчину[14]. В итоге на роль утвердили Ларису Голубкину[14].
В Театре им. Ленсовета, напротив, Игорь Владимиров, которому, как отмечали критики, удалось «уловить специфику таланта Фрейндлих»[4], не просто ставил для неё спектакли, но и в выборе репертуара в целом ориентировался на индивидуальность своей главной актрисы (в 60-х годах это были преимущественно мелодрамы)[15]. В 1979 году Алиса Фрейндлих говорила: «Игорь Петрович Владимиров — мой настоящий учитель в искусстве, заботливый и строгий педагог, мой верный друг. Всеми своими достижениями в театре я обязана только ему. Я не представляю себе актрису Фрейндлих без режиссёра Владимирова. Мне даже страшно об этом подумать. Смогу ли я теперь работать в другом театре? Не знаю»[12]. Привязанность к Владимирову, который был старше её на 16 лет, вылилась во второй брак Фрейндлих — в начале 1960-х годов она вышла за него замуж[4]. Этот период стал пиком театральной карьеры Алисы Фрейндлих[6]. Она стала первой леди театра, как позже писали СМИ, и играла почти во всех спектаклях его репертуара[6]. Одной из наиболее известных и удачных ролей того времени был Малыш из «Малыша и Карлсона»; на постановку с одинаковым удовольствием шли и взрослые, и дети[16]. В кино между тем Алису Бруновну почти не приглашали[6]. Отдельно можно отметить всего лишь одну роль 1960-х годов — «Похождения зубного врача» (1965) — комедию Элема Климова, на съёмочной площадке которой Фрейндлих впервые столкнулась с актёром Андреем Мягковым. Позже они вместе сыграют в «Служебном романе»[4]. В 1967 году Алисе Бруновне снова пришлось пересечься с Эльдаром Рязановым, тогда написавшим киноповесть «Зигзаг удачи»[14]. Роль Алевтины писалась специально для Алисы Фрейндлих[14]. В этот раз успешной роли помешала беременность актрисы[14]. Рождение дочери и первые крупные роли в киноВ следующем году у Алисы Фрейндлих родилась дочь Варвара[5]. Больше всех о появлении девочки на свет мечтала мама актрисы — Ксения Фёдоровна[5]. За месяц до родов Фрейндлих с матерью отправились в дом отдыха ВТО в посёлок Комарово[5]. Ночью 13 марта у Алисы Бруновны начались схватки, она сообщила об этом матери, а та вызвала две «скорых»: одну — дочке, вторую — себе[5]. Ксения Фёдоровна увидела внучку только через два месяца — сразу же, как только выписалась из больницы[5]. В 1971 году Ксении Фёдоровны не стало[5]. Она умирала на глазах трёхлетней внучки, перенеся внезапный инсульт[5]. Фрейндлих и Владимирова дома не было, они ушли на репетицию[5]. За обедом женщина неожиданно упала[5]. Девочка пыталась привести её в сознание, однако всё было бесполезно[5]. Алису Бруновну ещё и задержали в театре, прийти на помощь Ксении Фёдоровне было некому[5]. Наконец, придя домой, Фрейндлих увидела страшную картину: на полу лежит мать, на ней — её собственная дочь (Варвара так плакала, что уснула прямо на бабушке), а вокруг — разбросанные игрушки[5]. Через неделю Ксения Фёдоровна скончалась, не приходя в сознание[5]. После этого трагического происшествия Фрейндлих продолжала играть в театре и кино[6]. В 1974 году Анатолий Солоницын, коллега Алисы Бруновны по спектаклю «Варшавская мелодия», сообщил ей, что на вечерней постановке будет присутствовать сам Андрей Тарковский[17]. После спектакля Солоницын передал Фрейндлих записку от Тарковского, начинавшуюся словами: «Госпожа Фрейндлих!..»[17]. В ней режиссёр писал, что спектакль ему понравился, и он предлагает актрисе исполнить небольшую роль в его новом фильме[17]. Фрейндлих без раздумий согласилась и продолжала расспрашивать Солоницына о предстоящей картине, на что тот отнекивался, заявляя, что и сам ничего не знает[17]. В этот раз сыграть у Тарковского у Алисы Бруновны не получилось — она просто не смогла приехать на съёмки[17]. Примечательно, что в том году Алисе Фрейндлих снова не удалось сыграть и у Эльдара Рязанова в новой комедии «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»[14]. Предыстория этого была такова: Рязанов и Эмиль Брагинский написали одноимённую пьесу и отдали её в театр имени Ленсовета с обязательным условием, что главную роль, Надю Шевелеву, в пьесе исполнит ведущая артистка театра Алиса Фрейндлих[14]. Через некоторое время авторов приглашали на премьеру[14]. В телефонном разговоре Брагинский поинтересовался тем, как в постановке играет Фрейндлих, на что ему ответили: «А она в вашей пьесе вообще не играет!»[14] После такого Рязанов не поехал на премьеру, а в фильм по этой пьесе пригласить Фрейндлих уже не мог, так как уже была утверждена Барбара Брыльска[14]. Несмотря на это, в 1974 году вышло три ленты с участием Алисы Фрейндлих: мелодрама Евгения Хринюка «Анна и Командор» (которую и называют первым большим проектом Фрейндлих[4]), музыкальная комедия Леонида Квинихидзе «Соломенная шляпка» и историческая драма Элема Климова «Агония». «Служебный роман»Закончив «Иронию судьбы», Эльдар Рязанов задался вопросом: «А что снимать дальше?»[14] Неожиданно он вспомнил о пьесе «Сослуживцы», написанной вместе с Брагинским шесть лет назад[14]. Сначала пьеса была успешна в театрах, её поставили 134 театра в разных городах СССР[14]. Рязанов, подумав, что главную роль — Людмилу Прокофьевну Калугину — на этот раз точно должна исполнять Алиса Фрейндлих, отправил ей пьесу и предложение сняться в его фильме[14]. Фрейндлих согласилась, и режиссёр приступил к другим аспектам предстоящей картины[14]. Ключевой в фильме должна была быть роль Калугиной[14]. Рабочим названием ленты поначалу даже было «Сказка о руководящей Золушке»[14]. Отметив, что в театре Фрейндлих больше раскрывается, чем в кино, Рязанов стал раздумывать о том, как не приглушить её талант[14]. По сюжету Людмила Калугина должна была быть невзрачной «серой мышкой»[14]. Такой Фрейндлих сделали гримёры и художник по костюмам, однако даже последний не смог найти нужный костюм для съёмок[14]. Такой нашла сама актриса, излазив всю гардеробную «Мосфильма»[18]. Фирменную походку своей героини Фрейндлих взяла от реально существующих начальниц того времени[4]. Фильм имел огромный успех, после премьеры Фрейндлих даже приходили письма следующего содержания: «После вашего фильма мы сразу отправились в парикмахерскую, сделали себе такую же причёску, сшили себе такое же платье и вообще привели себя в порядок»[4]. По сей день роль Калугиной остаётся наиболее известной в карьере Алисы Бруновны, а сама актриса считает её одной из самых любимых[4]. Картину оценили и в высших слоях государства — все её создатели, кроме Алисы Фрейндлих, были удостоены Государственной премии СССР[4]. Сама Фрейндлих на вопрос, не обидно ли ей, что она не получила премию, отвечала так: «Нет, я настолько привыкла к каким-то ограничениям, которые были приняты в Совдепии. Мне было даже смешно»[7]. За роль Людмилы Прокофьевны Калугиной Алиса Фрейндлих была признана лучшей актрисой года по версии журнала «Советский экран». Примечательно, что во время создания ленты Алиса Бруновна проявила не только актёрские способности, но и музыкальные: две песни в её исполнении — «У природы нет плохой погоды» и «Моей душе покоя нет» — сразу же стали хитами и множество раз исполнялись по радио и телевидению[4]. В 2011 году на экранах кинотеатров появился ремейк ленты — «Служебный роман. Наше время», где роль Людмилы Калугиной исполнила молодая актриса Светлана Ходченкова[19]. Алиса Бруновна говорила, что фильм не смотрела и смотреть не будет, так как ей «очень трудно принять и смириться с какими-то новыми открытиями в этом сюжете»[19]. Развод с мужем и переход в БДТПосле триумфа «Служебного романа» Алиса Бруновна сыграла одну из лучших, как отмечали критики, ролей в кино[4]. Такой стала королева Анна в экранизации романа Александра Дюма «Три мушкетёра»[4]. Фрейндлих говорила: «Я никогда не видела живую королеву, разве что по телевизору или в прессе. Мы с режиссёром хотели сделать абсолютно земную женщину, мимо которой ничто не прошло — ни любовь, ни ревность, ни страх, ни торжество победы. Ей свойственны все эмоции и все слабости человеческие. Да, королева! Но за внешней этической сеткой скрывается живой человек, испытывающий те же чувства, что и любой другой»[4]. По словам режиссёра фильма Георгия Юнгвальд-Хилькевича, Алиса Бруновна отказывалась играть королеву до тех пор, пока ей не объяснили, почему Анна не побоялась подарить такую вещь, как подвески[20]. За несколько лет до развода с Игорем Владимировым Фрейндлих воссоединилась с ним в мелодраме «Старомодная комедия»[6]. И в «Трёх мушкетёрах», и в «Старомодной комедии» Алиса Бруновна исполнила несколько песен[6]. Для поклонников кино «не для всех» Фрейндлих раскрылась в следующем проекте — «Сталкере» Андрея Тарковского[17]. О пробе ей снова сообщил Анатолий Солоницын[17]. Роль была небольшой, несколько сцен в самом начале фильма и монолог в конце[17]. Монолог, как признавалась позже Фрейндлих, был полностью сымпровизирован[17]. На съёмочной площадке стояла такая атмосфера, что даже люди общались между собой полушёпотом[17]. В одной из сцен, где жена Сталкера, которую и играет Фрейндлих, закатывает истерику по поводу того, что муж вновь уходит в Зону, актриса так перестаралась, что из-за многократных дублей чуть не потеряла сознание[17]. Позже Алиса Бруновна говорила, что с такой слаженностью съёмочной группы, как у Тарковского, она сталкивалась только, когда работала у Рязанова[17]. В 1981 году произошло несколько ключевых событий в жизни Алисы Фрейндлих[4]. Актрисе было присвоено звание «Народной артистки СССР», а вскоре после этого она рассталась с мужем Игорем Владимировым[4]. Причиной этому Фрейндлих называла большую любовь Владимирова к женщинам и пристрастие к алкоголю[4]. По другим данным, Владимиров подал на развод после того, как прочитал статью в газете с названием «Театр одной актрисы»[21]. Существовало также мнение, что изменившийся репертуар театра и засилье «крикливых и шумных» пьес не соответствовали дарованию Алисы Бруновны, которая убедительней всего исполняла камерные роли. Ещё два года проработав вместе с бывшим супругом, в 1983 году Алиса Бруновна покинула труппу Театра имени Ленсовета и перешла в Ленинградский академический Большой драматический театр имени М. Горького[4]. Работа в БДТ и застой в киноНезадолго до перехода в новый театр Алиса Фрейндлих познакомилась с молодым артистом Юрием Соловьём[4]. Тогда он служил актёром в театре имени Ленсовета, однако основным его призванием были картины — Соловей был художником-самоучкой[22]. Между ними достаточно быстро завязался роман, и Фрейндлих вышла замуж в третий раз[22]. Помимо работы в театре, актриса продолжала плодотворно играть и в разножанровом кино: как в драмах («Опасный возраст», «Успех»), так и мелодрамах («Будни и праздники Серафимы Глюкиной», для роли в которой Фрейндлих похудела на 7 килограммов[23])[6]. Однако наиболее успешной ролью Фрейндлих в кино 1980-х годов стала роль Хариты Игнатьевны Огудаловой в экранизации пьесы «Бесприданница» Александра Островского. Фрейндлих с радостью согласилась на роль у Рязанова, но худсовет не видел в роли Огудаловой Алису Фрейндлих[6]. Рязанов спас ситуацию и настоял на кандидатуре актрисы[6]. В 1990 году Алиса Бруновна развелась и с третьим мужем[24]. Сама Фрейндлих объяснила причину развода так: «Так как Юрий ничего не оканчивал, то у него была масса проблем, хотя он очень одарённый человек. И вот то обстоятельство, что у меня всегда было всё в порядке, а у него всегда не в порядке, очень действовало на наши отношения. Когда мы поняли, что стрессов больше, чем в состоянии выдержать организм, мы очень дружно разошлись…»[4]. После развала Советского Союза Фрейндлих почти не приглашали в кино[6]. В 1992 и 1993 годах она вернулась к роли королевы Анны в продолжении «Трёх мушкетёров», но сиквелы должного успеха не имели[6]. Отдельно можно отметить и роль писательницы Ирины Дмитриевны в картине Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера», принёсшую Фрейндлих первую статуэтку премии «Ника» за лучшую женскую роль второго плана[6]. Современный периодВ 1999 году Игорь Владимиров, второй муж Алисы Фрейндлих, скончался после долгой болезни, а уже через три года не стало и отца актрисы — Бруно Артуровича[25][26]. «На Верхней Масловке» — так называлась лента 2004 года, в которой Алиса Бруновна снялась после 10-летнего отсутствия в кино. Её партнёром на съёмочной площадке стал молодой артист Евгений Миронов[27]. Персонаж Фрейндлих — 87-летняя скульптор Анна Борисовна, доживающая свою жизнь в старой мастерской[27]. Несмотря на неоднозначное восприятие фильма кинокритиками, актёрская игра Алисы Фрейндлих высоко оценивалась журналистами и аналитиками. Обозреватель сайта film.ru Екатерина Тарханова отметила, что Фрейндлих «совершенно безупречно делает „старушечий этюд“: пластически, мимично, интонационно»[27]. Игорь Михайлов с сайта kino.ru выразил своё мнение так:
За подобное перевоплощение Алиса Фрейндлих стала лауреатом второй премии «Ника» за лучшую женскую роль[29]. Фрейндлих продолжает сниматься в кино и играть в родном театре. Из последних проектов с участием актрисы выделяется «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» — картина, победившая на церемонии вручения премии «Ника»[30]. Фрейндлих досталась необычная роль — мать поэта Иосифа Бродского. По признанию самой актрисы, с Бродским она знакома не была, но очень любит его стихи[31]. Личная жизнь
Алиса Фрейндлих трижды выходила замуж:
Во втором браке, 13 марта 1968 года, родилась дочь Варвара[5]. Девочка росла в актёрской семье и с самого детства понимала, что будет актрисой[5]. Была у неё и тёзка-няня, смотревшая за Варей до 10 лет[5]. Как говорила Варвара, «она была настоящей русской бабой»[5]. Из-за алкоголизма Варвары-старшей с няней пришлось расстаться[5]. В школу девочка ходила одна, так как родители постоянно были на репетициях[5]. Из-за занятости Алисы Бруновны и Игоря Петровича Варя отставала в учёбе по большинству предметов[5]. Примечательно, что в детстве Варвара дружила с сыном Владимирова от актрисы Зинаиды Шарко — Иваном[5]. После развода Владимирова с Фрейндлих тот оставил своей семье квартиру, а сам недолгое время жил в гостинице[5]. Когда девочка была ещё подростком, мама вышла замуж за Юрия Соловья, к которому Варя её ревновала[5]. Согласно Владимировой, расставшись с третьим супругом, Алиса Бруновна отправилась к «высоким начальникам» просить квартиру для Соловья, так как ему было негде жить[5]. Вскоре после расставания с Фрейндлих Соловей женился на коллеге по театру имени Ленсовета Римме Шибаевой и переехал сначала в Израиль, а затем в Германию[22]. Бывшие супруги созваниваются и поддерживают хорошие отношения и по сей день[22]. Дочь Алисы Бруновны, Варвара, окончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, снялась в нескольких полнометражных фильмах, в настоящее время играет в двух спектаклях вместе со своей матерью: «Лето одного года» и «Уроки танго и любви»[31]. Владимирова была замужем за политиком Сергеем Тарасовым, от которого у неё двое детей: сын Никита и дочь Анна[5]. Тарасов погиб в 2009 году во время подрыва поезда «Невский экспресс», в связи с чем Фрейндлих даже отказалась от празднования своего 75-летнего юбилея[32]. Внук Алисы Бруновны Никита учится в школе-студии МХАТ[33]. Алиса Бруновна любит готовить выпечку и сладкую пищу[34]. Не забывает она и об алкогольных напитках: «… Кампари с соком люблю. С удовольствием выпью и водочки», — говорила Фрейндлих[34]. В отличие от своей героини в «Служебном романе», которая была совершенно равнодушна к грибам, Алиса Бруновна постоянно выбирается в лес, чтобы насобирать целую корзину[35]. Фрейндлих неоднократно заявляла, что доброжелательно относится к президенту России Владимиру Путину. В 2009 году они вместе спустили на воду танкер «Кирилл Лавров», а тремя годами позже актриса снялась в предвыборном агитационном ролике в пользу Путина, что сразу же вызвало широкий общественный резонанс и отвержение оппозиционеров[36][33]. В 2011 году актрисе сделали операцию на кишечнике, которая стала следствием многолетнего курения Фрейндлих[37]. По признанию Алисы Бруновна, курить она начала ещё в 35 лет — сразу же после смерти матери[7]. Театр
Центральное место в жизни Алисы Фрейндлих занимает театр, служение которому она начала в 23 года. С самого детства, наблюдая за спектаклями с участием своего отца, она знала, что станет актрисой[35]. Среди современных театральных режиссёров Фрейндлих нравится Романа Виктюка, с которым они вместе работали над несколькими спектаклями[35]. Как на зрителя незабываемое впечатление на Алису Бруновну произвели спектакли Георгия Товстоногова «Идиот», «Мещане» и «Варвары» в Большом драматическом, «А зори здесь тихие» Юрия Любимова в Театре на Таганке, а также многие спектакли Марка Захарова[39]; но по-настоящему ошеломили актрису «Ричард III» и «Кавказский меловой круг» Роберта Стуруа[39]. Театр имени Комиссаржевской: 1957—1961Самой первой ролью Фрейндлих на профессиональной сцене была роль четырнадцатилетнего подростка Гоги в постановке «Человек с портфелем» по одноимённой пьесе Алексея Файко[38]. До Алисы Бруновны эту же роль в Театре Революции исполняла Мария Бабанова[38]. По сценарию мальчик постоянно говорил на французском языке, а актриса его совершенно не знала (в школе Фрейндлих учила английский), в связи с чем ей пришлось разучивать нужные фразы[38]. Примечательно, что на роль Гоги её «благословила» сама Бабанова, с которой она столкнулась в фойе театра[38]. После перевоплощения в мальчика, как говорила сама Фрейндлих, была «просто целая цепь разных Оль, Маш, Вер, в общем, целая стайка девочек, довольно досадно похожих друг на друга»[38]. Одним из спектаклей, где Алиса Бруновна сыграла второстепенную роль, по злому стечению обстоятельств, стал «Рождены в Ленинграде» режиссёра Ильи Ольшвангера по одноимённой пьесе Ольги Берггольц[10]. Во время постановки Фрейндлих пришлось пережить многие события блокады города[10]. Зрителями, как вспоминала актриса Александра Дельвин, были сплошные блокадники[10]. Премьерные показы проводились в мёртвой тишине, а под конец спектакля некоторые молча стояли, некоторые — плакали навзрыд[10]. Театр имени Ленсовета: 1961—1983Работа в театре имени Ленсовета оказалась наиболее плодотворной в жизни Алисы Фрейндлих, а её саму даже называли «первой леди театра»[6]. Среди её репертуара была и Селия Пичем из «Трёхгрошовой оперы» Брехта, и Джульетта Капулетти из «Ромео и Джульетты» Шекспира, и Катерина Ивановна из «Преступления и наказания» Достоевского. Актриса прослужила в театре ровно двадцать два сезона[38]. В 1966 году, когда Игорь Владимиров ставил «Трёхгрошовую оперу», он рассматривал на роль юной Полли именно Алису Фрейндлих, точно подходящую по возрасту[40]. Невзирая на это, Фрейндлих сыграла старую мисс Селию Пичем, говорившую хриплым надорванным голосом[40]. Отдельно выделяется и Малыш из «Малыша и Карлсона», обласканный всесоюзными театральными критиками[38]. В интервью газете «Вечерний Краснодар» Фрейндлих говорила, что роль Малыша была сыграна ею на одном дыхании, и до сих пор она считает её наиболее симпатичной в своей театральной карьере[23]. БДТ: 1983 — настоящее времяЕщё в 1979 году Фрейндлих заявляла, что совершенно не представляет себя в БДТ без режиссёра Владимирова[41]. Четырьмя годами позже актрисе всё-таки пришлось покинуть театр имени Ленсовета и перейти в БДТ. В 1990-х годах её пригласили на юбилей бывшего места работы, где первую половину действия она просидела в зале, а под финал кто-то всё-таки вытащил её на сцену, которую она, заплакав, начала целовать[42]. Войти в коллектив ей помог художественный руководитель театра Георгий Товстоногов[42]. Сначала он предложил актрисе в качестве дебютной небольшую острохарактерную роль в опере-фарсе «Смерть Тарелкина», над которой в это время работал, но затем понял, что нужно нечто большее[42]. Дебют Фрейндлих на сцене БДТ состоялся в 1984 году в спектакле «Киноповесть с одним антрактом» по пьесе Александра Володина «Блондинка»[43]. Товстоногов долго не мог найти в своей труппе «кипуче-деятельную блондинку» и в конце концов предложил главную роль Алисе Фрейндлих[42]. Одна из крупных и запоминающихся работ Алисы Фрейндлих — леди Мильфорд в «Коварстве и любви» Шиллера, при создании которого актриса впервые встретилась с режиссёром Темуром Чхеидзе[42]. На сцене театра произошло несколько примечательных событий в жизни Алисы Фрейндлих: она исполнила свою давнюю мечту, сыграв леди Макбет в спектакле по одноимённой пьесе Уильяма Шекспира, и объединилась со старым другом Олегом Басилашвили и дочерью Варварой Владимировой в нескольких постановках, в том числе «Лето одного года», «Уроки танго и любви», «Дядюшкин сон» и «Калифорнийская сюита»[4]. До сих пор актриса мечтает о роли булгаковской Маргариты, однако понимает, что возраст уже не тот, да и «роман такой многоплановый, что, когда даже появилась возможность инсценировать его в театре, добиться серьёзных успехов мало кому удалось»[44]. Жалеет она и о том, что слишком мало играла в постановках по Достоевскому, который, по её признанию, является одним из её любимых авторов[44]. Критика и признаниеАлиса Фрейндлих — по большей части театральная актриса. К сегодняшнему дню, когда её знает всё СНГ, она удостаивалась всевозможных эпитетов: от «выдающейся» до «великой», критики отмечали её тонкость, глубину и ум[45][46]. По состоянию на 2012 год в активе Фрейндлих 16 национальных и государственных премий, а также 5 орденов. К такому признанию актриса долго добиралась, играя поначалу эпизодические роли в кинофильмах и мальчиков в театральных постановках. Первое упоминание о Алисе Бруновне в прессе датировано 1957 годом — годом выпуска актрисы из института[47]. Обозреватель журнала «Театральный Ленинград» Славина отмечает, что образ Коти в спектакле «Светите, звёзды!» запомнился всем тем, кто наблюдал за постановкой[47]. Кроме того, журналистка пишет, что и предыдущая роль Фрейндлих — Гога из «Человека с портфелем» — была не менее убедительной[47]. Фрейндлих прославилась в кругу ленинградских театралов уже в 1960-х годах[39]. Актрису долго не брали на крупные роли по одной простой причине: некрасивая, как считали «большие начальники»[39]. Огромным событием стало её появление в картине «Похождения зубного врача», где дурнушка превратилась в красавицу[39]. Это явление преследовало её ещё десять лет — в начале 1970-х Фрейндлих играла Альдонсу в «Дульсинее Тобосской», а в конце десятилетия перевоплотилась в Людмилу Прокофьевну из «Служебного романа»[39]. В дипломе амплуа Алисы Фрейндлих было определено как «острохарактерное», но, как отмечает критик Е. Горфункель, её характерность всегда была своеобразной: «следы судьбы» актриса находила прежде всего в речи своих маленьких героев и взрослых героинь. Так, в спектакле «На дне» провинциальное просторечие Насти обозначило её чужеродность в ночлежке, ломаный русский Шарлоты в «Вишневом саде» превратился в знак отверженности, а в «Варшавской мелодии» польский акцент Гелены стал у Фрейндлих, по определению критика, «мелодией судьбы»[48]. Перейдя в БДТ, Фрейндлих оказалась практически в чистом мужском коллективе[31]. В 1960-х годах на сцене театра блистала Татьяна Доронина, олицетворявшая тогда женское роскошество, в 1980-х на смену ей пришла Алиса Фрейндлих, «владевшая душами»[39]. Сегодня Алиса Бруновна Фрейндлих — первая леди петербургской сцены, кого только не игравшая за всю свою долгую и плодотворную карьеру[39]. Фрейндлих обожают коллеги по сцене и съёмочной площадке. Михаил Боярский называл актрису своим учителем, а Мария Лаврова, дочь близкого друга Фрейндлих Кирилла Лаврова, призналась, что Алиса Бруновна напоминает ей Анни Жирардо — французская актриса была такой же утончённой, как Фрейндлих[23][1].
Фильмография
Роли в театре
Дискография
Награды и звания
Примечания
Публикации
Ссылки
|