Актриса «Анджапаридзе, Верико Ивлиановна»
Верико Ивлиановна Анджапари́дзе (груз. ანჯაფარიძე, ვერიკო ივლიანეს ასული (23 сентября (6 октября) 1897, Кутаиси, Грузия, Российская империя — 31 января 1987, Тбилиси, ГССР, СССР) — выдающаяся советская грузинская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1950), Герой Социалистического Труда (1979).[1] БиографияРодилась 6 октября 1897 года[1] (по другим данным — 6 октября 1900 года[2][3]) в городе Кутаиси, в семье нотариуса. С детства воспитывалась в творческой атмосфере. После окончания гимназии уехала в Москву, поступила в драматическую студию актёра Малого театра С. В. Айдарова (1916—1917)[1]. Своим первым учителем считала И. Н. Певцова, который готовил с ней роль Саломеи в пьесе О.Уайльда для своего будущего Музыкального театра драмы. Революция помешала дальнейшей учёбе. Ей пришлось вернуться в Грузию, где в студии актёра парижского театра «Антуан» Г. Джабадари в Тифлисе собиралась талантливая молодёжь (1918—1920). Там она встретила своего будущего мужа М. Э. Чиаурели, народного артиста СССР (1948). Когда студия распалась, пришла работать в театр им. Ш. Руставели (Тбилиси) под руководством Сандро Ахметели (1920—1927). В 1922 побывала в пятимесячной командировке в Берлине, в 1926—1927 работала в Батумском театре под руководством Акакия Пагава. Этапом в жизни стал 1928, когда Верико познакомилась с основоположником грузинского театра К. А. Марджанишвили, который приехал в Грузию со своим знаменитым спектаклем «Фуэнте Овехуна» по Лопе де Вега. С тех пор она — актриса его театра, сподвижница и лучшая представительница его школы, работала в театре им. К. Марджанишвили и как актриса, и как режиссёр, в 1957—1960 была художественным руководителем театра. Педагог Тбилисского театрального института им. Ш. Руставели. В 1933 работала в Московском реалистическом театре под руководством Н. П. Охлопкова. Верико при жизни стала легендой и классиком грузинского театра и кино, она награждена многочисленными наградами. В историю культуры XX века актриса с мировым именем вошла просто как Верико. Иногда её называют «Матерью Грузии», хотя она обладала непростым независимым характером, взрывным темпераментом, острым саркастическим умом. Её жизнь в театре складывалась далеко негладко, в молодости она резко порвала с режиссёром-новатором С. Ахметели, из-за ссоры с Н. Охлопковым сыграла лишь одну роль в его постановке (Мать по пьесе Горького, 1933), несмотря на то, что в проектах были и другие роли Жанна Д'Арк, Татьяна в Евгении Онегине. Прожила почти 90 лет, из них 70 — на сцене, 11 лет провела рядом с К. А. Марджанишвили. Дружила с Фаиной Раневской, Соломоном Михоэлсом, Марией Бабановой, с Василием Качаловым читала на эстраде Ричарда III. Существует легенда, что поэт Акакий Церетели в 1900 по случаю торжества в честь нового столетия поднял на руки маленькую Верико и объявил её доброй феей XX века: «Ты должна прославить свою родину в новом веке!» В 1992 энциклопедией «Who is who» (Лондон) включена в десятку самых выдающихся актрис XX века. Умерла 31 января 1987 года, (по другим источникам 30 января[4]) в Тбилиси. Похоронена в Пантеоне деятелей грузинской культуры на горе Мтацминда. На надгробном камне указаны годы рождения и смерти: 1897—1987[5]. ТворчествоАнджапаридзе представляла романтическое течение грузинского театра. Наделенная прекрасными внешними данными, одухотворенной красотой, уникальным грудным голосом, она умела создать яркий сценический образ, проникнутый тонким лиризмом, убедительным психологическим рисунком. Блестяще владела актёрской техникой, «плела кружева» из филигранно отшлифованных деталей характера: интонаций, жестов, мимики. Играя сложные роли мировой и отечественной драматургии, быстро завоевала славу грузинской Комиссаржевской. За первыми триумфальными успехами в спектаклях Марджанишвили «Гамлет» У. Шекспира (1928) и «Уриэль Акоста» К. Гуцкова (1929) в ролях Офелии и Юдифи, ставших вершинами её творчества, последовали Графиня в комедии Бомарше (1937) и Дездемона Шекспира (1932), Луиза Шиллера (1937) и Лариса Островского (1944), Мирандолина Гольдони и Медея Еврипида (1962). Лучшие роли: Гинатре («Гурия Ниношвили» Дадиани, 1934), Джавара и Цыганка («Изгнанник» Важа-Пшавела, 1945), Клеопатра («Антоний и Клеопатра» Шекспира, 1951), Маргарита Готье («Дама с камелиями» Дюма-сына, 1940), Мария Стюарт (одноименная пьеса Шиллера, 1955), Бабушка Эухенья («Деревья умирают стоя» А. Касоны, 1957), Мать («Мать» К. Чапека, 1965). Любимыми ролями считала Юдифь, которую играла на протяжении сорока лет, Гинатре, Маргариту Готье, Клеопатру, Бабушку (свою первую возрастную роль) а несыгранной — Джульетту (Марджанов собирался поставить трагедию Шекспира с Джульеттой — Н. Вачнадзе и Ромео — В. Анджапаридзе, но этот своеобразный проект остался неосуществленным). Верико была универсальной актрисой, умела блеснуть и комедийными красками (Графиня в «Женитьбе Фигаро», 1937, Мирандолина в «Хозяйке гостиницы», где партнером Верико был Серго Закариадзе). Известно, что когда Верико сыграла роль Маргариты в «Даме с камелиями», В. И. Немирович-Данченко сказал: «Наконец-то на старости лет я тебя увидел. Таким актрисам я при жизни ставил бы памятники». И сравнил её с Сарой Бернар. Последними её работами стали фру Альвинг в «Привидениях» Г. Ибсена (1978) и Ненни в постановке С. Чиаурели «Влияние гамма лучей на бледно-желтые ноготки» по пьесе П. Зинделла (1984). Работы как режиссёра: «Измена» А. Сумбатова-Южина, 1966, «Дон Карлос» Шиллера, 1972. В 1972 как режиссёр возобновила легендарный спектакль Марджанишвили «Уриэль Акоста», посвятив его 100-летию со дня рождения учителя (Юдифь сыграла её дочь , Софико Чиаурели). С 1923 снималась в кино, в основном у М. Э. Чиаурели в фильмах. Сниматься в кино не любила, она не чувствовала логики создания характера и реакции зрителя на её работу. Лишь Русудан (Георгий Саакадзе) и мать в Отаровой вдове по драме И. Чавчавадзе она признавала своими творческими удачами, возможно потому, что судьбы героинь были близки её личной драме — потере уже взрослого сына. Маленьким шедевром стал одноминутный эпизод в фильме «Покаяние» Т. Абуладзе, где актриса произносит всего одну, ставшую афоризмом фразу: «Зачем нужна дорога, если она не ведёт к храму?» Последняя работа в кино — «Семья» Наны Джанелидзе, где создала пронзительный образ горького старческого одиночества. С годами она стала играть проще, ушёл присущий ей романтический пафос. «Теперь я играю в тапочках», — говорила она о своих последних ролях. Признание и награды
Фильмография
Примечания
СсылкиАнджапаридзе, Верико Ивлиановна на сайте «Герои страны»
|